
Когда говорят про литьевые машины для полиуретана, часто думают, что подойдет любая термопластавтомата — и это первая ошибка. На деле вязкость полиуретана, скорость кристаллизации и адгезия к формам требуют специфичных решений, особенно по узлу впрыска и системе дозирования компонентов.
Стандартные машины для ПП или АБС здесь не всегда справляются. Нужен точный контроль температуры материала в зоне пластификации — перегрев даже на 5°C ведет к преждевременному отверждению. У литьевой машины для полиуретана часто усиливают зону смыкания, потому что полиуретан склонен к образованию облоя.
Вспоминаю, как на старте пробовали адаптировать машину для ПЭТ-преформ под полиуретан. Да, дозировка точная, но динамика впрыска не та — материал начинал пениться в форме. Пришлось менять винт на вариант с меньшим коэффициентом сжатия.
Кстати, у SONLY в серии U-TS как раз заложена возможность кастомизации узла впрыска под высоковязкие материалы. Но даже это не панацея — без точной настройки термостатов получался брак по пузырям.
Многие недооценивают влияние конструкции литьевой формы на работу машины. Например, для тонкостенных изделий из полиуретана нужна высокая скорость впрыска, но если в форме слабая система вентиляции — будут подгоревшие пятна.
Однажды поставили машину на 980 тонн для крупных панелей, а форма была с ручной выгрузкой. Оказалось, время цикла меньше времени извлечения — пришлось переделывать автоматику. Такие нюансы редко учитывают в спецификациях.
В двухцветных машинах SONLY видел удачное решение — асимметричное расположение узлов впрыска, что удобно для совмещения жесткого и эластичного полиуретана в одном изделии. Но это требует ювелирной настройки последовательностей.
Сейчас все гонятся за сервоприводами, но в случае с полиуретаном иногда выгоднее гидравлика. Особенно при работе с минерализованными марками — износ винта выше, а сервосистема чувствительнее к перегрузкам.
На заводе в Подмосковье стояла полностью электрическая машина — точность феноменальная, но когда начали лить стеклонаполненный полиуретан, привод подачи начал перегреваться. Пришлось ставить дополнительное охлаждение.
У литьевой машины для полиуретана SONLY с гибридным приводом удачный компромисс — гидравлика на смыкании, сервопривод на дозировке. Для серийного производства полиуретановых уплотнителей такой вариант показал себя лучше чисто электрических аналогов.
Когда поставляли машину в Казахстан для производства полиуретановых колес, столкнулись с проблемой стабильности давления. Местные операторы привыкли к ручным регулировкам, а здесь нужна была точная программная стабилизация.
Интересно, что в двухпластинчатых машинах SONLY для ящиков удалось решить проблему деформации ребер жесткости — добавили функцию постепенного сброса давления после выдержки. Маленькая деталь, а на браке экономит до 7%.
Для Европы часто требуют машины с возможностью интеграции в Industry 4.0. В том же литьевой машины для полиуретана SONLY U-TS реализовали сбор данных по каждому циклу, но на практике многие производители не используют эту функцию — слишком сложно интерпретировать данные без технолога.
Сейчас пробуют комбинировать полиуретан с термопластами в многокомпонентном литье. Но пока стабильный результат получается только на машинах с поворотной плитой — линейные системы не обеспечивают нужной точности позиционирования.
Полностью электрические машины хороши для медицинского полиуретана, где важна чистота. Но для автомобильных деталей с армированием все еще выигрывают гибридные системы — лучше держат пиковые нагрузки.
Если говорить о литьевой машины для полиуретана в целом — технология достигла плато. Дальнейшее развитие видится в умной адаптации параметров под партию материала, ведь даже у одного производителя полиолы могут отличаться по влажности.