
Когда ищешь производителей 700-тонных литьевых машин, часто сталкиваешься с тем, что многие путают простую грузоподъёмность с реальной технологической стабильностью. На деле, ключевой момент — не цифра в паспорте, а как эта машина ведёт себя при длительной работе с абразивными материалами, например, с наполненным полипропиленом.
В нашей практике был случай, когда клиент купил машину у неизвестного азиатского производителя — вроде бы все параметры сходились, но при работе с ПЭТ-преформами начало ?плыть? давление смыкания. Оказалось, проблема в гидравлике — китайцы сэкономили на системе охлаждения масла. Пришлось переделывать чуть ли не половину узлов.
У SONLY, кстати, в этом плане грамотно сделано — у них в 700-тонных литьевых машинах стоит двухконтурная система регулировки давления. Я лично видел, как такая машина на заводе в Подмосковье без остановки работала три смены на производстве ящиков для фруктов — температура масла не поднималась выше 45 градусов.
Многие забывают, что важна не только сила смыкания, но и скорость её нарастания. Особенно для тонкостенных изделий. Вот где как раз проявляется разница между обычными и сервоприводными машинами.
До сих пор встречаю заказчиков, которые считают сервоприводные машины излишеством. Мол, гидравлика проверена временем. Но когда считаешь экономию на электроэнергии — а это до 60% в некоторых режимах — мнение меняется.
У SONLY в литьевых машинах с сервоприводом серии U-TS реализована интересная схема — сервопривод работает только в моменты пиковых нагрузок, а в остальное время система переходит на экономичный режим. Умное решение, продлевающее ресурс оборудования.
Помню, как на одном из заводов в Татарстане ставили эксперимент — работали параллельно гидравлическая 700-тонная машина и сервоприводная. Через месяц разница в счетах за электричество составила почти 400 тысяч рублей. При этом точность выдержки размеров у сервоприводной была стабильнее.
В последнее время всё чаще замечаю переход производителей на двухплитные системы. И дело не только в экономии места. Главное преимущество — возможность быстрой переналадки.
На той же двухпластинчатой машине от SONLY, которую мы тестировали в прошлом году, смена пресс-формы занимает не более 40 минут. Для сравнения — на старой чешской машине аналогичного тоннажа на это уходило почти три часа.
Но есть и нюансы — двухплитные системы требуют более тщательного обслуживания направляющих. Если не следить за чистотой, появляется люфт, который потом аукается браком продукции.
Особенно интересен опыт SONLY со специальными сериями для производства ящиков для фруктов. Казалось бы, что сложного — обычный полипропилен. Но когда начинаешь считать циклы и объёмы — понимаешь, что стандартная машина не справится.
У них в конструкции предусмотрены усиленные траверсы — потому что при производстве крупногабаритных изделий возникают дополнительные нагрузки. И система выдува специальная, чтобы изделие не деформировалось при извлечении.
На выставке в Дюссельдорфе видел их машину для ПЭТ-преформ — там реализована система предварительного подогрева литников. Мелочь, а на производительности сказывается — брак уменьшился почти на 3%.
Когда вижу в характеристиках сертификаты CE, ISO 9001, всегда обращаю внимание на даты выдачи. У SONLY они регулярно обновляются — значит, система менеджмента качества действительно работает, а не существует только на бумаге.
Особенно важен сертификат CE для поставок в Европу — без него ни один серьёзный заказчик не рассмотрит предложение. Помогал как-то знакомому заводу оформлять документацию для немецкого партнёра — так они проверяли каждый болт на соответствие директивам.
Из 27 патентов SONLY наиболее интересен, на мой взгляд, патент на систему распределения давления в гидравлике. Решение действительно уникальное — позволяет поддерживать стабильное давление даже при скачках напряжения.
Тот факт, что оборудование SONLY поставляется в Европу, Ближний Восток, Южную Америку и Африку, говорит о многом. В разных регионах — разные требования к климатическому исполнению.
Например, для Ближнего Востока критична устойчивость к высоким температурам и пыли. А для Южной Америки важна стабильность работы при повышенной влажности. Видимо, производитель учитывает эти нюансы — иначе бы просто не прошли сертификацию.
Сам видел их машины на производстве в ОАЭ — работают в цеху, где температура поднимается до 50 градусов. При этом система охлаждения справляется — перегрева не было даже в самые жаркие месяцы.
Судя по тенденциям, в ближайшие годы будет расти спрос на гибридные решения — где сочетаются преимущества гидравлики и электрики. Особенно для высокоточных литьевых машин.
У SONLY в этом плане интересная разработка — полностью электрическая машина с системой рекуперации энергии. Пока видел только прототип, но если доведут до серии — может стать прорывом.
Ещё одно направление — интеграция в Industry 4.0. Современные 700-тонные литьевые машины должны уметь не просто производить, но и собирать данные для анализа. У того же SONLY в новых моделях уже есть встроенные системы мониторинга.
В целом, выбирая производителя, стоит смотреть не только на технические характеристики, но и на то, как компания развивается. Технологии литья не стоят на месте, и важно, чтобы поставщик держал руку на пульсе.